Работы связаны с воздухом


  • Мещерякова Наталья Владимировна, учитель начальных классов.

    Успех в решении проблем экологического воспитания и образования во многом зависит от первого этапа обучения в начальной школе. В связи с этим вопросы экологического воспитания и образования младших школьников приобретают особую значимость. Для реализации задач экологического воспитания и образования младших школьников особенно важна система подачи природоведческого материала. Так, работа учителя начальной школы по экологическому воспитанию и образованию не может  ограничиваться только природоохранительной тематикой. Природоохранный материал рассматривается без отрыва от полученных ранее знаний об объектах живой и неживой природы. Для этого необходимо:

    • Конкретизировать и обобщать знания учащихся об охраняемом объекте природы.

    • Показать роль охраняемого объекта в природных процессах биосферы и его значение в жизни человека.

    • Оценивать состояние природных ресурсов и вскрывать источники загрязнения охраняемого объекта.

    • Рассматривать конкретные мероприятия по охране объекта природы.

    Учителю предоставляются достаточно большие возможности для разработки системы заданий, позволяющих углубить, закрепить экологические понятия и проверить степень их усвоения. Выполнение учебно-познавательных заданий на распознавание природных объектов, на понимание роли охраняемого объекта в природных процессах биосферы и его значения в жизни человека, на применение умений в типичной и критической ситуациях позволит учащимся начальной школы более осознанно воспринимать материал экологической тематики.

    Задания по теме «Охрана воздуха от загрязнения».

    1. Закончи предложения:

    Главные составные части воздуха – азот, кислород, … В воздухе всегда есть …, но количество их в воздухе постоянно изменяется. В воздухе бывают различные …, например, дым, сажа, пыль.

    2. Догадайся, о каком газе идет речь:

    а) Занимает четыре пятых объема воздуха. Не поддерживает горение.

    б) Занимает одну пятую часть объема воздуха. Поддерживает горение. Необходим для дыхания живым существам.

    в) В воздухе его немного. Не поддерживает горения и непригоден для дыхания.

    3. Ответь на вопросы:

    - Почему состав воздуха не одинаков в городе и в лесу? - Почему   в  тесном  закрытом   помещении,   где   скопилось  много  людей,  через некоторое время становится трудно дышать? - Почему в помещениях, в которых поддерживается чистота и свежесть воздуха, люди реже болеют?

    4. Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с воздухом?

    Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился.

    5. Какими свойствами обладает воздух? Ненужное зачеркни.

    • Прозрачный; бесцветный.

    • Имеет запах; не имеет запаха.

    • Имеет вес; занимает место.

    • Сжимаем и упруг.

    • Плохо проводит тепло; хорошо проводит тепло.

    • Расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении; сжимается при нагревании и расширяется при охлаждении.

    • Теплый воздух легче холодного; теплый воздух тяжелее холодного.

    6. Если ты хорошо знаешь свойства воздуха, попробуй ответить на следующие вопросы:

    - Почему в окнах домов устанавливают двойные рамы?

    - Почему  говорят,  что  снег  защищает  почву,  растения,  животных  от замерзания?

    - Почему вершины гор круглый год покрыты снегом?

    - Отчего бывает ветер?

    Воздух давит на каждого человека с силой более чем 15 тонн. Почему мы не ощущаем этого давления?

    7. Правильно ли написал ученик в своем сочинении:

    «Воздух нужен Земле и человеку! Если не будет воздуха, то:

    • лучи солнца сожгут все живое;

    • ночью будет очень холодно, а днем очень жарко;

    • не смогут дышать живые организмы;

    • не смогут питаться живые организмы;

    • не будет ветра, дождя, радуги и других явлений природы»?

    8. Расскажи, как воздух помогает человеку в следующих случаях:

    а) по дороге мчится автомобиль, вдруг – стоп: спустила шина – на гвоздь напоролась.

    б) малыш боится лезть в воду, мама дает ему резиновый круг;

    в) на станциях метро во всех вагонах раскрываются двери;

    г) в лесу около костра отдыхают туристы;

    д) возле дома лопнула подземная труба с горячей водой; ремонтировать трубу приехали мастера с пневматическими молотками;

    е) малыш надувает воздушный шар.

    9. О чем говорят подсчеты ученых? Какие сдует сделать выводы?

    • При сгорании 1 т угля потребуется кислорода в количестве достаточном для жизни 10 человек в течение года.

    • Один легковой автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.

    • Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу ежегодно 12 млн. га леса.

    • Морские водоросли доставляют обитателям Земли 2/3 кислорода, который необходим для дыхания. Нефть, попадая в воду морей и океанов, покрывает её пленкой и нарушает процесс поступления кислорода в атмосферу.

    10. Рассмотри схему.

    От чего загрязняется воздух?

    Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?

    11. Что может навредить воздуху? Отметь галочкой:

    сажа, пыль, дым, выхлопные газы, сернистый газ, аэрозоли, свинцовая пыль, водяные пары, кислород.

    12. Если бы ты был мэром города, какие меры по охране воздуха о загрязнения ты предпринял бы в первую очередь?

    Установка очистительных сооружений на предприятиях города, опрыскивание городских улиц водой, озеленение улиц, переход от дровяного отопления к электрическому, сжигание опавших листьев осенью, внедрение на предприятиях города технологий безотходного производства, вынос промышленных предприятий за черту города, создание на оживленных перекрестках дорог подземных тоннелей и переходов, использование на дорогах города электромобилей.

    13. Реши задачу:

    Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 900000 человек?

    14. Реши задачу:

    Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

    Задания по  теме «Охрана вод».

    1. Заполни пропуски:

    Вода в природе существует в трех состояниях: жидком (…), твердом (…) и газообразном (…). 

    2. Какими свойствами обладает вода? Ненужное зачеркни:

    • Имеет цвет; не имеет цвета.

    • Имеет запах; не имеет запаха.

    • Имеет форму; не имеет формы.

    • Прозрачна; непрозрачна.

    • Обладает текучестью; не обладает текучестью.

    • Растворяет соль, сахар; растворяет песок, мел.

    • Медленно нагревается и медленно остывает; быстро нагревается и быстро остывает.

    • При нагревании расширяется и при  охлаждении сжимается; при нагревании сжимается и при охлаждении расширяется.

    • При замерзании расширяется; при замерзании сжимается.

    3. Найди лишнее:

    а) дождь        роса          туман          снег

    б) снег            лед            град             пар

    4. Определи, какие вещества растворяются в воде, а какие – не растворяются:

    сахар, глина, соль, сода, песок, мука, нефть, кислород.

    5. Что ты знаешь о влиянии нефти на воду?

    6. Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?

    Вечером на землю слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает.

    Над рекою, над долиной,  повисла белая холстина.

    Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.

    Меня ждут, не дождутся, а как увидят – разбегутся.

    Я – вода, да  по воде же и плаваю.

    Без рук, без ног, а рисовать умеет.

    На дворе переполох, с неба сыплется горох.

    Всю зиму смирно лежит, а весной убежит.

    7. Ответь на вопросы «почемучки»:

    Почему вода в морях соленая?

    Почему на морозе разрывается бутылка с водой?

    Какая вода называется минеральной?

    Почему зимой водоемы не промерзают до дна?

    Можно ли воду нести в решете?

    8. Рассмотри таблицу. Расскажи, почему вода играет важную роль в природе.

    Свойства воды

    Значение воды в природе

    не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачна
    хорошо растворяет другие вещества

    в природе находится в жидком, твердом и газообразном состояниях
    медленно нагревается и медленно остывает

    благоприятная среда для обитания водных организмов
    необходима для питания растений, животных, человека возможен круговорот в природе

    защищает Землю от перегрева и переохлаждения

    9. Представь, что ты частица воды, расскажи, какое кругосветное путешествие ты совершаешь в природе.

    Пар – облака – дождь, снег – реки – океан/

    Что нарушает круговорот воды в природе?

    10. Расскажи, для чего вода нужна человеку. Используй следующие слова и словосочетания:

    приготовление пищи                   в быту
    в производстве                         здоровье
    в сельском  хозяйстве                  водная дорога
    в медицине                             электроэнергия

    11. Посчитай, сколько раз за день ты встречаешься в быту с водой. Ответ запиши…

    12. О чем говорят подсчеты ученых? Какие следует сделать выводы?

    • Пресная вода составляет менее 3% всей воды на Земле.

    • Для получения 1 тонны стали используется 150 тонн воды.

    • Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

    13.Зачеркни, что вредит воде:
    бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов и фабрик, водные растения, неисправный кран в доме.

    14. При утечке из крана воды за сутки набегает одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю, за месяц?

    15. Ты увидел, что в реку сбрасываются отходы промышленного предприятия. Как ты поступишь?

    а) пройдешь мимо;  б) позовешь взрослых;  в) сообщишь в Общество охраны природы.

    16. Представь, что на берегу реки Томи произошла экологическая катастрофа и в реку попало большое количество нефти. Проследи, как экологическая катастрофа на берегу малой реки может повлиять на жизнь Мирового океана.

    17. Что ты знаешь о малых реках Кемеровской области?
    В каком экологическом состоянии в них находится вода?
    Как вода этих рек используется человеком?

    18. Нарисуй плакат «Охрана вод».
    Составь обращение к ребятам на тему «Берегите воду!».  Напиши памятку «Как вести себя у водоема».

    Список литературы.

    1. Л.Н. Ердакова, В.С. Барсукова, Н.Л. Чубыкина, Ю.Р. Широков. Играя, обучаемся. / Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию, Выпуск 1. – Новосибирск, 2001, с. 171.

    2. Н.Л. Чубыкина, А.Д. Клещев, Л.Н. Ердаков. Мозаика интерактива. / Сборник  материалов по экологическому просвещению, Выпуск 6. – Новосибирск, 2002, с. 147.

    3. Т.С. Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: ИГЛ, с.22.

    4. А.Е. Чижевский. Я познаю мир. Экология. – М.: 1993, с.257.


    Источник: http://ilinka-edu.ucoz.ru/index/0-40



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Похожие новости


    Расшивать платья бисером
    Связать для туалетной бумаги
    Вязанный комбинезон спицами фото
    Что такое соломка для плетения
    Костюмы для полных женщин с выкройками


    Работы связаны с воздухом
    Работы связаны с воздухом


    Работа с воздухом
    Каким воздухом мы дышим? Источники загрязнения воздуха. » "Воздушное."



    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ